Сам Пророк показал в своих изречениях пример диалектического подхода к религии. Например, говоря о бедных мусульманах, он приравнял к хаджу их еженедельный поход в мечеть на коллективную молитву (джума намаз). С этой точки зрения, не совсем беспочвенным кажется распространенное в Центральной Азии мнение о том, что трехкратное посещение гробницы святого Ходжи Ахмеда Яссауи в г. Туркестане приравнивается к одному хаджу в Мекку. В его основе могла лежать конкретная фетва (богословское решение) местных ханафитских теологов.
ходившими на богомолье в Мекку и встречаются самые свободомыслящие из мусульман. Путешествие, по словам Карамзина, развивает ум и сердце. Свободомыслие и ученость совместимы с исламом, о чем свидетельствует история арабской философии…»5. В начале ХХ в., одним из каналов проникновения в Центральную Азию идей реформаторства и европеизации был именно хадж, т. интеллектуальное пробуждение мусульман шло тогда из Египта и Турции. С конца XIX в. и особенно в нач. паломническое движение из Центральной Азии значительно активизируется.
Главной причиной были исторически объективные следствия интеграции региона в Российскую империю: улучшение коммуникаций, распространение пароходства и железнодорожного сообщения, политическая стабилизация (прекращение внутренних междоусобиц и протестных движений). Хотя хадж по-прежнему оставался довольно рискованным, хлопотным и дорогостоящим предприятием. Согласно официальным документам российского правительства, казахи стали отправляться в хадж с 1897 года, затем было временное затишье, и только в начале ХХ века поток паломников возрастает: это 1901-02 гг., 1905 г.
Паломники посещают Мечеть аль Харам, пьют воду из священного колодца Замзам, бросают камни в столб, символизирующий Сатану. После совершения хаджа в Мекке паломники отправляются в Медину, чтобы посетить могилу Пророка и его ближайших сподвижников (в давние времена караваны наших паломников прибывали сначала в Медину, и потом добирались в Мекку).
из пределов Российской империи и Советского Союза хадж совершили всего 30 человек. 7 В «Сборнике материалов по мусульманству», опубликованном в 1899 г. в Санкт-Петербурге, приводится описание традиционных маршрутов хаджа для российских мусульман. Из описания следует, что казахи в конце XIX в. имели возможность ехать в Мекку через Среднюю Азию, Афганистан, Пакистан, либо другим, более коротким путем – через Закавказье и Турцию8.
) подробно описываются встречавшие богомольцев все ужасающие антисанитарные условия, плохая вода, нападения бедуинов, вспышки эпидемии холеры. По мнению наблюдателя, большинство российских мусульман даже оказывались шокированными от реалистических картин жизни исламских стран и местных нравов, хотя по возвращении на Родину считали неприличным обсуждать это открыто9. Расходы на совершение хаджа из Казахстана могли тогда составлять до 2000 российских рублей. Конечно, во все времена духовные впечатления от совершения хаджа было трудно переоценить. Сами необычные ритуалы хаджа, как молитвенное стояние на горе Арафат, бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва, многократные громкие возгласы и молитвы толпы паломников, обход Каабы, целование «черного камня» и др. не могли не поразить и не оказать мощного эмоционального воздействия на религиозные настроения кочевников из степных просторов Казахстана.
ПУТЕШЕСТВИЕ В МЕККУ: (из истории казахского хаджа)Назира НУРТАЗИНА, доктор исторических наук, профессор КазНУ им. аль-Фараби Исторические источники свидетельствуют о возрастании роли ислама в Казахстане с конца XIX – начала XX вв. Вместе с тем, издавна было замечено своеобразие бытования религии в условиях номадизма и ментальности его носителей. Применительно к казахам часто употребляют выражение «плохой ислам». На самом деле, более корректно говорить не о «плохих», а о толерантных мусульманах.
В этой связи стоит сказать о гостиницах (текие) в Медине, построенных когда-то богатыми казахами для своих соотечественников, в том числе и Кунанбаем-хаджи. 10 Выходя из ритуального состояния ихрам, паломники обретают титул хаджи. Согласно религиозным воззрениям, человек, совершивший хадж, в течение 40 дней считается совершенно чистым и безгрешным, поэтому его молитвы будут приняты Господом. Возвращаясь домой, паломники надевают длинную белую одежду, что символизирует совершение хаджа. Родные и близкие устраивают благополучно возвратившемуся паломнику торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.
Фиорентина — Олвейз Рэди. Прогноз на товарищеский
В образцах казахского фольклора порой встречаются совершенно не вписывающиеся в географию и быт центральноазиатских кочевников такие образы, как море, корабли, города с восточными дворцами, диковинные животные и птицы (вроде обезьян или попугаев), из яств – финики и халва. Несомненно, это говорит о проникновении восточного влияния в культуру степных кочевников, в том числе через рассказы путешественников-хаджи. Известно, что казахский поэт-просветитель Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) совершил свой хадж в Мекку в 1905 г.
По указанному пути следовало ежегодно от 4 до 7 тысяч паломников. И, наконец, третий путь: из портов Черного моря через Константинополь и Суэц в Джидду или Янбо, оттуда – в Мекку. Этот путь считался наиболее легким и коротким. Им пользовались татары, кавказские мусульмане, также и казахи. Ежегодно по данному маршруту отправлялись до 2-3 тысяч паломников. Но опасности путешествия сохранялись и на этом пути. Особенно тяжело было добираться в Медину из Янбо – на верблюдах, ослах. В отчете штабс-капитана Давлетшина (1899 г.
Чарльтон Атлетик — Челтнем Таун. Смотреть онлайн в
Олвейс Реди - Депортиво Кали (2:2) 29 апреля. Кубок
Наверное, ответы на эти вопросы мы найдем в замечательной книге Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта», в котором анализируются феномены религиозности, в особенности, пограничные ситуации4. Современный казах, вряд ли, до конца поймет ментальность и порывы души своего предка, устремившегося к заветной Каабе, с единственной целью увидеть воочию святыни, к которым обращал он свое лицо пять раз в день во время молитвы, припасть к земле, по которой ступала нога великого Пророка… Известно, что на протяжении XV–XVIII вв. мусульманский Восток катастрофически шел к своему цивилизационному упадку, что выражалось в усиливающемся технологическом и культурном отставании от быстро поднимающейся по пути капитализма Европы.
Видео — Страница 35 из 83 - Realmadrid.one
Как и другие мусульмане-сунниты, казахи считали умерших во время хаджа шахидами, т. е. святыми мучениками. Лица, вернувшиеся из хаджа (у казахов – «қажылар») становились неформальными духовными лидерами и проповедниками ислама в своих регионах. То, что религиозная мысль мусульманского Востока заметно упала к новому времени, сказывалось и на понимании и интерпретации хаджа. Дело в том, что при всей сакральности хаджа, ранними теологами все же обосновывалась необходимость благоразумного к нему подхода. Обязательным предполагались такие условия, как безопасность дорог, наличие транспорта и т. Если, например, существовала опасность захвата в плен или в заложники, то поездка в Мекку не вменялась в обязанность мусульманина.
Другими элементарными условиями являются «булуг» (зрелость), «акл» (здравость рассудка), «хуррият» (личная свобода). Женщинам необходимо иметь сопровождающего, которым является муж, сын или близкий родственник. В отличие от других «столпов» ислама, хадж совершается строго в определенное время и только на территории современной Саудовской Аравии, т. к. его смысл – посещение Мекки (Масджид аль-Харам) и ее окрестностей (гора Арафат, долина Мина). «Гвоздем» ритуала является семикратный обход вокруг Каабы. В дни хаджа празднуется религиозный праздник мусульман – Курбан байрам (по арабски «Ид аль адха»).
В частности, описываются три маршрута. Первый – по Закавказью и северной части Персии по направлению на Багдад (в основном, мусульмане-шииты Закавказья, а также туркмены); на этом участке наблюдалось наибольшее количество паломников из России – около 12-15 тысяч ежегодно. Казахи Мангыстау и западных регионов также нередко прибегали к этому пути. Второй маршрут – через Самарканд и Бухару в Афганистан, через Мазари-и шариф, Кабул и Пешавар в Бомбей, а оттуда морем в Джидду и Янбо (порты Мекки и Медины). С Пешавара до Бомбея добирались по железной дороге. Несмотря на то, что это был долгий и трудный путь, его предпочитали мусульмане среднеазиатско-казахстанского региона как сложившийся традиционно и позволяющий обходить паспортные требования и другие бюрократические препятствия, созданные колониальной администрацией (получить разрешение и заграничный паспорт стоило больших усилий, к тому же проверялась и «политическая благонадежность» человека).
Фиорентина - Олвейз Реди: смотреть онлайн 7 декабря